Знаменитые люди города

Тышлер А.Г.

Romeo y Dzhulʹetta

ТЫШЛЕР, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1898, Мелитополь – 1980, Москва)
Успешный для советского времени художник и сценограф, один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины ХХ века, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943), лауреат Сталинской премии (1946).

Отец – краснодеревщик-атеист («тышлер» – значит столяр (Сыркина, 1966)), мать – домохозяйка. В семье «восемь душ детей». Первая жена – Анастасия Гроздова – любимая модель, вторая жена – Сыркина Флора – искусствовед и биограф художника («Если я умру, женись на Флоре» (А. Гроздова мужу; Олейник, 2005)).

Romeo y DzhulʹettaВ Киевском художественном училище (1912 – 1917) был знаменитостью. Учителя не сломали явный и своеобразный талант Тышлера. По причине гражданской войны задержался в Киеве, где в студии Александры Экстер (1917 – 1919) завязалась творческая дружба с И. Рабиновичем, Н. Шифриным, С. Вишневецкой. В 1921 – 1923 посещал мастерскую Владимира Фаворского в московском Вхутемасе, «но учится там оказалось нечему» (Сыркина, 1966).

В 1919 – 1920 – красноармеец 12-й Армии на Украине. Художник «делал плакаты, оформлял агитпоезда, спектакли» (Таврог, 2002). В 1920 вместе с Максом Полянским организовал мелитопольские «Окна Роста».
Участник выставок с 1920 (Киев); с 1926 выставлялся с ОСТом (Общество художников-станковистов) и на 26 международных выставках (1926 – 1936).

Dama s karuselʹyuСтиль Тышлера, отсылающий к архаике, сложился уже в начале 1920-х. Гражданская война обострила ощущение жизни и обособила мир художника; с циклами «Махновщина», «Гражданская война» появятся первые листы фантастических «Продавцов», «Бондарей», «Девушек» и «Женщин».

Романтик и сказочник Тышлер оказался востребованным театром, где официальный подробно-радостный стиль соцреализма 1930-х задержался с освоением театрально-декорационного жанра. В 1930-е он был главным художником цыганского («первого в мире» (Сыркина, 1966)) театра «Ромен», в 1940-е – главным художником Московского государственного еврейского театра (ГОСЕТа). После закрытия еврейских театров в 1949 (в Москве и Минске) Тышлер работал в БДТ им. Горького и Пушкинском театре в Ленинграде, а также в Малом театре в Москве. За 37 лет работы в театре Тышлер оформил более ста постановок. Первая персональная выставка будет так же связана с театром – декорации и костюмы к пьесам Шекспира (Л., 1956).
В станковой живописи Тышлер продолжает работать циклами: «Балаганчик», «Девушки», «День рождения» и др. Всё образно и метафорично. Цвет становится более локальным, образы – иносказательней. Детские воспомнания об южных женщинах, носивших «буквально всё – бублики, пирожки, лимонад» (Тышлер) на головах, претворяются в аллегорию женщин, несущих на себе целые города, женщин-матерей, женщин мира… Предметы обычны – связь их фантастична. Как волшебен мир художника, созданный и подаренный людям.

www.pv-gallery.ru

 

{linkr:related;keywords:%C3%90%C2%A2%C3%91%C2%8B%C3%91%C2%88%C3%90%C2%BB%C3%90%C2%B5%C3%91%C2%80;exclude:12445;limit:5;title:похожие статьи}

Click to comment

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

To Top
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!